Актуальные игровые технологии в преподавании МХК

15 и 16 февраля 2012 г. в Самаре прошел первый инновационный методический семинар для преподавателей МХК под названием «Использование игровых приёмов в курсе «Мировая художественная культура». Семинар был организован Самарским региональным отделением ВТОО «Союз художников России» (Председатель Правления, заслуженный художник России И. И. Мельников) и прошел в лекционном зале, любезно предоставленном выставочным центром «Радуга», при поддержке издательства «Агни». Обучение провели действительный член Петровской академии наук и искусств, профессор  Графова Людмила Леонидовна и профессор Лазарева Татьяна Петровна (г. Москва) – авторы всех оригинальнах методических разработок, представленных для участников семинара.

В мероприятии приняли участие преподаватели детских школ искусств, художественных и общеобразовательных школ Самары и области. Методика, представленная в рамках семинара, вызвала большой интерес и живой отклик, так как сориентирована на широкий круг специалистов — преподавателей МХК и ИЗО разных типов обучения, а также на работников сферы образования в области искусства. В 12 академических часов занятий ведущие включили насыщенную программу, в которую вошли тренировочные игры-задания, настольные игры с карточками, знакомство с методическими плакатами, двухчасовая деловая имитационная игра и «Круглый стол».

Методические плакаты прошли 8-летнюю практическую апробацию в ряде организаций и учебных заведений Москвы и Подмосковья в рамках проекта  «Блиц-курс по мировой художественной культуре». К проекту были специально созданы и изданы  издательством «СПЕКТР»  77 плакатов  (68см х 98 см), имеющих гриф Минобрнауки и составляющих 4 комплекта. В проекте также использовалась игротека из авторской книги «Познавая прекрасное» – банк разнообразных игр и творческих заданий (около 100), создаваемых авторами для конкретной аудитории в процессе курса в одном экземпляре. При поддержке МИД РФ подборка наглядных материалов (плакаты) и методических разработок (учебные пособия) к ним были направлены в школы при российских посольствах за рубежом. Проект и разработанные к нему материалы получили положительные отзывы.

В настоящее время Л.Л. Графова и Т.П. Лазарева проводят для разных аудиторий различные по количеству часов семинары, лекции и тренинги. Специально для преподавателей, имеющих педагогические дипломы, разработан краткий курс. Будучи по первому образованию лингвистами-переводчиками, ведущие семинара 8 лет назад разработали курс МХК на английском языке, затем подготовили все материалы на русском — в формате плакатов к программе  МХК для учебных заведений, где они сейчас и используются.  По заданию Минкультуры Московской области с целью привлечения внимания молодёжи к истории и культурным ценностям своего края Лазарева Т.П. и Графова Л.Л. также подготовили интерактивный образовательно-познавательный проект на базе памятников, музеев, центров народных промыслов, библиотек  Подмосковья. В целом, игровым приёмам в обучении они посвятили более 30 лет. И именно эти приёмы как нельзя лучше других вписываются сегодня в русло инновационных технологий, пробивающих свой путь к российскому образованию.

В первый день семинара самарские преподаватели активно и заиинтересованно приняли участие во всех настольных карточных играх и тренировочных играх-задачках, познакомились с плакатами к темам «Жанры в русской живописи», «Стили и направления в русской живописи», «Хронология всемирной архитектуры», «Всемирная живопись». Второй день семинара начался с «Круглого стола», посвященного нескольким темам: активные методы обучения, игровые приёмы, особенности проведения ролевых, имитационных деловых игр, особенности работы преподавателей и распространенные ошибки в проведении учебных игр. Семинар завершился деловой имитационной игрой на тему «Заседание комиссии ЮНЕСКО по культуре». В игре приняли участие 20 учащихся 9-го класса Самарского университета Наяновой. Во время игры ребята вместе с преподавателями разбились на 5 групп и распределили заданные роли в командах. Перед каждой группой стояла задача выбрать из списка наиболее значимых один памятник культуры, нуждающийся в защите ЮНЕСКО в первую очередь, а также аргументировано обосновать перед другими группами свой выбор так, чтобы в финале игры все участники проголосовали в поддержку именно этого памятника. Причем, по форме презентация каждой командой своих «Резолюций» воспроизводила реальное заседание названной комиссии.

Семинар показал актуальность и необходимость применения игровых методик в преподавании МХК, представил участникам широкий выбор возможных методических решений в этой сфере, продемонстрировал все разработки в действии. Каждый участник семинара получил полезные практические навыки, готовые к применению в будущей преподавательской практике. Преподаватели высоко оценили масштаб работы, проделанной авторами научных разработок, качество методических плакатов, а также стиль проведения семинара, насыщенность практическими заданиями. Некоторые самарские школы уже выразили готовность закупить комплекты учебных материалов для внедрения в образовательный процесс. В то же время, семинар показал, что даже при отсутствии финансовых возможностей приобретения методических плакатов преподаватели могут активно использовать на практике игровые технологии, самостоятельно создать карточки для игр и, тем самым, заинтересовать учащихся своим предметом. Даже если не каждый ученик полюбит предмет МХК, то благодаря игровым технологиям он запомнит больше артефактов, более полно включится в образовательный процесс и усвоит больший объем знаний по мировой художественной культуре, чем в рамках традиционных форматов проведения уроков.

Человек всю жизнь «восходит» к искусству и идёт к его пониманию разными путями. Авторы  проведённого курса предложили свой вариант приобщения к миру прекрасного, продемонстрировав, как, втягиваясь в предлагаемые игры, человек сам формирует свой путь: одни картины с вопросами он игнорирует, в другие, интересные для него задания, углубляется, к третьим он с удовольствием возвращается, по пути делая для себя удивительные открытия.  Увлекательные, познавательные, разнообразные (индивидуальные, командные) задания позволяют оживить этот процесс приобщения к мировой культуре и совершить необычную, богатую неожиданностями прогулку в мир искусства, познакомиться с шедеврами отечественной и мировой живописи  и архитектуры.

ГАЛЕРЕЯ

Важа Окиташвили. Графика 004 dali 9mii0c3cud4 o7w_pd2yaxo foto 10

Поздравления с днем рождения:

Уважаемые именинники: Ардаков Михаил Георгиевич, Березин Андрей Евгеньевич, Глинская (Матвеева) Ольга Анатольевна, Горовых Светлана Евгеньевна, Чернавина Ирина Алексеевна От имени Самарского отделения Союза художников России поздравляем Вас с днем рождения!

Подробнее …