«Становление традиций»

Статья Анатолия Дмитренко к семинару  «Шел солдат – урок истории».

Здесь имеется в виду формирование патриотичной, гуманистической, творческой традиции. Этому чрезвычайно способствовала единая направленность усилий Союза художников Самары и республиканского Союза, Министерства культуры Самарской области и правительства региона. Такое единство определило действенность и творческую направленность проводимых в Самаре и во всем регионе научно-творческих конференций, семинаров, симпозиумов и пленэров. Особую значимость при этом имело участие в них молодых художников, музейных специалистов, искусствоведов, в том числе специально приглашенных из Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Вологды и других городов России. В августе 2008 года на фоне X региональной выставки происходил симпозиум с участием сотрудников Русского музея, музеев Поволжья, посвященный развитию современного искусства и значимости региональных выставок, в частности, выставки «Большая Волга». Эта акция была характерным и плодотворным примером научно-творческого осмысления происходящих в искусстве процессов. Она приобщила регион к тем крупным форумам, которые регулярно происходили, например, в регионе Сибири. Через год успешно прошел молодежный фестиваль художников Самарской области, на котором также были не только подведены итоги, но и научно осмыслены тенденции, определяющие значение искусства в современном обществе. И вот сейчас, в 2010 году, к юбилею великой даты – 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, произошло значительное творческое событие, значимость которого определяли выставка портретов ветеранов, Третий самарский семинар искусствоведов «Шел солдат – урок истории» и ставший уже традиционным пленэр. Как и в прежние годы, эта акция была осуществлена  Самарским региональным отделением «Союз художников России» совместно с Министерством культуры Самарской области. И, конечно, как и ранее, возглавил эти мероприятия самарский скульптор, заслуженный художник России, действительный член Петровской академии наук и искусств Иван Иванович Мельников.

Прежде всего, следует сказать о созданных всего в два сеанса, но исполненных большого проникновения, душевности и точности постижения облика и характера личности ветерана портретов, написанных молодыми художниками и их старшими товарищами. Об авторах портретов можно было бы сказать словами Ж.-Б.-С. Шардена: «пользуются красками, но пишут чувствами». Добавим к словам классика, что красками они пользуются весьма умело, и столь же умело строят композиции портретов и портретов-картин, находя убеждающий пластический и психологический «ход» для выявления неповторимого образа каждого из героев минувшей войны. Это действительно «портреты-биографии». Здесь также уместно сказать о пейзажах (созданных на пленэре «Родные просторы» в Сергиевском районе Самарской области и в Чуфаровском монастыре), показанных на выставке. В каждом из них найдены и свой мотив, и сюжет, и та неповторимая живописно-эмоциональная интонация, которая передает состояние природы и восприятие ее авторами.

На семинаре в Тольятти (и это тоже важное обстоятельство), были сделаны доклады, в которых преимущественно рассматривалось воплощение исторической памяти о Великой Отечественной войне в отечественном искусстве, а также доклад, посвященный эволюции пейзажа в башкирской живописи (Л. А. Ахметова). Серьезный аналитический доклад представил научный сотрудник Русского музея, кандидат искусствоведения Р. А. Бахтияров. Автор одного из серьезнейших исследований искусства блокадного Ленинграда рассказал о художественных истоках военного портрета в советской живописи, графике и скульптуре, высочайший уровень которого вполне подтверждал слова Д. Д. Шостаковича о том, что «в годы войны музы нашего искусства не молчали». Заместитель директора Вологодской картинной галереи, кандидат искусствоведения И. Б. Балашова в докладе «Портрет фронтовиков в творчестве русских художников» проанализировала творческие достижения советских художников в военные годы в области этого очень важного в этическом плане жанра, в котором, говоря словами Э. Делакруа, авторы стремились передать «в человеке героя, а в герое человека». Кстати, там, в галерее ко Дню Победы была организована представительная выставка, посвященная великой дате. Об отражении темы блокадного Ленинграда в произведениях из Русского музея рассказал старший научный сотрудник, член Союза художников и Союза журналистов России С. Н. Левандовский. Он опирался преимущественно на материалы выставки «Путь к Победе» 2005 года, прошедшей в Русском музее. Музей располагает уникальными материалами тех лет, являющимися историческими и художественными документами эпохи.

Огромный материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны, представлен в собрании ГРМ и произведениями, созданными в послевоенный период участниками событий и их преемниками. Эти работы были показаны в свое время (2000г.) на большой выставке в Москве на Поклонной Горе в музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. А в нынешнем году – в экспозиции выставки «День Победы», на которой были представлены работы художников разных поколений и творческих предпочтений, передающие целый спектр событий и чувств, пережитых на пути к Победе. Где были отражены мужество, боль, страдания, стойкость, радость достигнутого и, конечно, память. Та память, о которой фронтовик, поэт М. А. Дудин писал: «Военный годы пропахли пустыней, но память не стынет, но память не стынет…». Этими словами «память не стынет» была и названа первая часть семинара, посвященная итогам творческой акции «Портрет ветерана». Того самого ветерана, который, как и его однополчане, мог бы сказать словами поэта В. Сидорова:

«Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины,

Тем полнозвучней голос тишины,

Тем все понятней, что мы совершили…»

Воплощение в разных видах искусства священной памяти пережитого, памяти живых и мертвых, свершивших свой бессмертный подвиг, рассмотрено и в докладе кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента РАХ, редактора журнала «Художник» А. У. Грекова. Он глубоко и выразительно раскрыл тему «Образ Великой Отечественной войны в произведениях народных мастеров». Этот доклад не только открыл многие еще не достаточно известные аспекты темы, но и своеобразно сформулировал вектор дальнейшего ее научного осмысления. Интересный ракурс, характерный для сегодняшнего дня, был найден представителем Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи В. В. Конадейкиным в докладе «Синтез светского и духовного в современном искусстве».

Итак, становление традиций не прекращается. Традиция – то явление, что, возникнув, имеет тенденцию к продолжению. И самарский почин все отчетливей обретает черты традиции. Доброго пути ее создателям.

Анатолий Дмитренко,

ведущий научный сотрудник Русского музея

кандидат искусствоведения, профессор СПГХПА им. А. Л. Штиглица,

заслуженный работник культуры России

ГАЛЕРЕЯ

1 dsc_05 img_0298 _dzjnrbvudq bb8ajbl2g90a IMG_0163

Поздравления с днем рождения:

Уважаемые именинники: Ардаков Михаил Георгиевич, Березин Андрей Евгеньевич, Глинская (Матвеева) Ольга Анатольевна, Горовых Светлана Евгеньевна, Чернавина Ирина Алексеевна От имени Самарского отделения Союза художников России поздравляем Вас с днем рождения!

Подробнее …