«Шел солдат – урок истории»

Третий самарский семинар искусствоведов  в  г. Тольятти

С 23 – 25 сентября 2010 года в Тольяттинском художественном музее прошел третий семинар искусствоведов  «Шел солдат – урок истории», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Семинар был организован СРО ВТОО «Союз художников России» в партнерстве с министерством культуры Самарской области в рамках фестиваля «Родные просторы».

На семинаре присутствовали искусствоведы, культурологи, историки, краеведы, художники, преподаватели вузов, студенты  из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Саранска, Самары, Стерлитамака, Тольятти.

Сотрудники Тольяттинского художественного музея радушно принимали в своем зале участников (более 50 человек каждый день) семинара на протяжении трех дней. Открыли выставку работ участников пленэров — «Портрет ветерана» (Самарская область) и «Родные просторы» (Мордовия и Самарская область) и пригласили педагогов и студентов хорового отделения Института искусств для музыкального приветствия участников семинара.

И.И.Мельников, Председатель Самарского регионального отделения  «Союз художников России», организатор мероприятия, приветствовал всех собравшихся и познакомил с задачами и планом работы семинара. Затем  представил докладчиков и объявил темы выступлений:

1. Ахметова Лилия Вилевна, соискатель. Стерлитамакская картинная галерея – филиал БГХМ им. М. В.  Нестерова, заведующий филиалом.

«Уфимская школа пейзажной живописи (на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева)»

2.  Балашова Ирина Борисовна, кандидат искусствоведения.  Государственное учреждение культуры «Вологодская областная картинная галерея», заместитель директора по научной работе.

«Портреты фронтовиков в творчестве русских художников»

3.  Бахтияров Руслан Анатольевич, кандидат искусствоведения. Государственный Русский музей, старший научный сотрудник.

«Художественные истоки военного портрета в советской живописи, графике и скульптуре»

4. Греков Александр Умарович, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Российской Академии художеств. Союз художников России.

«Образ Великой Отечественной войны в произведениях народных мастеров»

5.    Конадейкин Виктор Васильевич. ГУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи», заведующий выставочным отделом.

«Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве»

6. Левандовский Сергей Николаевич, доцент кафедры русского искусства Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, член союза художников и союза журналистов России. Государственный Русский музей, старший научный сотрудник.

«Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»

7. Александр Пелин, председатель Комиссии Общественной палаты Республики Мордовия по сохранению духовного и культурного наследия, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, протоиерей.

«Свобода и творчество: православный взгляд»

Работа семинара началась с приветствия от Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Саранского и Мордовского Управляющего делами Московской патриархии организаторам и участникам Межрегионального фестиваля изобразительного искусства «Родные просторы», которое зачитал протоиерей Александр Пелин:

«Нам выпало жить в сложное время в стране с неоднозначной историей и порой непредсказуемыми путями развития. Можно по-разному относиться к России, но нельзя забывать, что,  прежде всего, это наша Родина, которую мы должны любить. Любить только за то, что мы здесь родились. Любить, как дети любят мать, считая ее самой красивой в мире. А то, что российская земля красива – признавали и признают даже наши недруги….

Подлинное искусство не может существовать без веры, и это непреложный факт…..

Творчество невозможно без вдохновения – истина, которая не нуждается в доказательствах… »

Затем  Александр Пелин рассмотрел тему свободы и творчества, как ключевые понятия, зафиксированные в самом бытии человека. А в заключении процитировал взгляд церкви на свободу творчества из принятой на последнем  Архиерейском Сборе РПЦ «Концепции о правах, свободе и достоинстве человека»: «Творческие способности – суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста» (см. сайт shsamara  — «Свобода и творчество: православный взгляд»). Тема вызвала живой интерес у слушателей.  Свое мнение по данному вопросу высказали декан ИЗО и ДПИ ГТУ г. Тольятти Козляков А.Я. и самарский художник Н.В.Ельцов.

В  своем докладе  «Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917-1945 годы)»  Бахтияров Р.А.   уделил должное  внимание жанру военного портрета и  выявил основные тенденции его развития: «В прошедшем, двадцатом столетии военный портрет сформировался и утвердился как значимое и целостное художественное явление только в советском изобразительном искусстве. Это имело вполне объективные причины, обусловленные драматичными поворотами истории нашей страны, особенностями её общественно-политического и культурного развития. Сам масштаб таких исторических, поистине судьбоносных для России событий, как Гражданская война и Великая Отечественная война, требовал своего достойного воплощения не только в тематической живописи, но и в портрете, позволявшем запечатлеть конкретных участников величественной и трагической исторической драмы. В настоящее время мы располагаем возможностью объективного и вдумчивого изучения произведений, представляющих жанр военного портрета, в различных аспектах. В данном случае мы остановим внимание на художественно-стилистических особенностях живописных, скульптурных и графических произведений, представляющих этот жанр. Разумеется, в рамках небольшой статьи представляется возможным остановиться лишь на произведениях, наиболее значимых для истории военного портрета в 1920–1940-е годы и выявить основные тенденции его развития» (см. сайт shsamara — «Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917-1945 годы)»).

Балашова И. Б. раскрыла тему военного портрета (1941-1945 гг.), как большого и ценного художественного наследия, созданного советскими художниками в период ВОВ,  через анализ произведений, показанных на выставке «Когда музы не молчали…» из собрания музеев Вологодской области. Выставка была развернута в залах Вологодской областной картинной галереи и была  посвящена 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  «…Казалось бы, в то  страшное, тяжелейшее время было не до искусства. Но это не так, ибо художники поистине приравняли свои кисти и карандаши к боевому оружию. В результате самоотверженной работы живописцев, графиков и скульпторов было создано большое количество уникальных произведений, которые экспонировались во время войны на многочисленных выставках не только в Москве и в  блокадном Ленинграде, но и в Вологде, других городах, в воинских частях и партизанских отрядах. Так, знаменитые литографии  из серии  «Ленинградская летопись» нашего земляка, Алексея Федоровича Пахомова, экспонируясь в клубах воинских частей, дошли с частями Красной Армии до Берлина» (см. сайт shsamara — «Когда музы не молчали…»).

Конадейкин В.В. в своем сообщении  «Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве» отметил, что задача, поставленная организаторами и участниками фестиваля, заключала в себе: «…во-первых, возрождение традиции русской пленэрной школы, а во-вторых —  воочию увидеть возрождение Русской православной церкви, тем самым быть не сторонним наблюдателем, а стать прямым участником происходящих перемен. Это церковные таинства, общение с братией монастыря, почувствовать сопричастность к происходящим событиям.

Уединенность природного ландшафта, на котором стоит монастырь, таинственно притягателен, окружающее пространство настраивает на глубокое молитвенное состояние.  И конечно все это сыграло значительную роль на умонастроение участников пленера.

Приобщение к традициям русской духовности, возрождая лучшие традиции русской живописной школы это тот ориентир, по которому следовали участники пленера. По окончании фестиваля монастырю были преподнесены в дар живописные полотна с видами монастыря, которые разместятся во вновь восстановленных корпусах монастыря. Прощание было трогательное с братией и со Свято-Троицкой обителью, ставшей для художников уже родной, которая подарила пусть короткие, но яркие мгновения, оставившие неизгладимый след в душах участников фестиваля» (см. сайт shsamara — «Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве»).

Левандовский С.Н. рассказал о ленинградских художниках.   «С тех пор представители наиболее мобильного вида искусства – графики – «приравняв к штыку перо» (слова В.В. Маяковского), создавали правдивую летопись войны, страстно обличая жестоких агрессоров и воспевая подвиги героев освободительной борьбы с захватчиками. Вопреки известному афоризму «Когда говорят пушки, музы молчат», советские художники работали с удвоенной энергией. Они старались отразить события небывалой эпопеи всеобщего сопротивления врагу и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное…» (см. сайт shsamara – «Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»)
Ахметова Л.В., говоря о пейзаже,  сделала акцент в своем выступлении  на преемственной связи поколений и сохранении реалистических традиций в создании образов родной природы, в результате которых  произошел блистательный расцвет пейзажного жанра. «И сегодня пейзаж в республике переживает подъем и раскрывает зрителю все те чувства и переживания, которые достойны нашего времени. Творчество Бориса Домашникова (1924-2003) и Виктора Суздальцева все чаще и чаще сравнивают и противопоставляют друг другу как творчество мастеров одного эстетического метода, но отразивших идеологию и дух разных эпох» (см. сайт shsamara — «Уфимская школа пейзажной живописи (на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева)»).
Греков А.У. подчеркнул роль народных мастеров в создании образа Великой Отечественной войны в своих произведениях. (см. сайт shsamara — «Образ Великой Отечественной войны в произведениях народных мастеров»).
В последний день работы семинара,  за  круглым столом,  участники обменялись мнениями по актуальным проблемам в изобразительном искусстве , обсудили итоги работы семинара и наметили план работы на  будущее.

Говоря о пленэрных работах, представленных  в залах Тольяттинского художественного музея, специалистами были отмечены большие потенциальные возможности,  искренность авторов: художники старались вжиться в мир образов, искали идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремились подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших, в конце концов, победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Правда, не       всем удалось задуманное, в  некоторых живописных  портретах прослеживается   в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка» (но это объяснимо, были ограничены во времени, писали  всего 2-3  сеанса).

Живописные  же пейзажи — этюды, имеют большую самостоятельную ценность. Представленные работы —  творческие дневники  художников, их записные книжки, которые  хранят не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние авторов.

Такое внимательное отношение к натуре раскрывает перед художниками новые творческие возможности и дает крепкий фундамент для создания больших произведений живописи. Мы надеемся их увидеть в ближайшем будущем на выставках.

Искусствовед, член СХ России                                                                  Н.В.  Зайцева

Статьи к семинару:

«Становление традиций», Анатолий Дмитренко.

Ахметова Л.В. — Уфимская школа пейзажной живописи на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева

Балашова И.Б. — «Когда музы не молчали…»

Бахтияров Р. — Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917–1945 годы)

Левандовский С. — Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны

Конадейкин В.В.

Приветствие Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Саранского и Мордовского Управляющего делами Московской Патриархии

Греков А.У. — Образ Великой Отечественной войны в русском народном искусстве

Пелин А. — Свобода и творчество: православный взгляд

ГАЛЕРЕЯ

popov2 _xyj6syhjiq er0yu08f48y dsc_1148 foto3 foto 3.jpg

Поздравления с днем рождения:

Уважаемые именинники: Востриков Владимир Николаевич, Евсеева Вера Геннадьевна, Егорова Любовь Анатольевна, Кикин Николай Георгиевич, Кузнецова Юлия Сергеевна, Лукашук Николай Николаевич, Мишагин Андрей Викторович, Пешкова Татьяна Патрокловна, Погодаева Вероника Леонидовна, Самаринкина Алиса Валериевна, Свечников Владимир Андреевич, Скачкова Татьяна Николаевна, Сушко Вадим Викторович, Уханов Александр Васильевич От имени Самарского отделения Союза художников России поздравляем Вас с днем рождения!

Подробнее …