«Шел солдат – урок истории»

Третий самарский семинар искусствоведов  в  г. Тольятти

С 23 – 25 сентября 2010 года в Тольяттинском художественном музее прошел третий семинар искусствоведов  «Шел солдат – урок истории», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Семинар был организован СРО ВТОО «Союз художников России» в партнерстве с министерством культуры Самарской области в рамках фестиваля «Родные просторы».

На семинаре присутствовали искусствоведы, культурологи, историки, краеведы, художники, преподаватели вузов, студенты  из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Саранска, Самары, Стерлитамака, Тольятти.

Сотрудники Тольяттинского художественного музея радушно принимали в своем зале участников (более 50 человек каждый день) семинара на протяжении трех дней. Открыли выставку работ участников пленэров — «Портрет ветерана» (Самарская область) и «Родные просторы» (Мордовия и Самарская область) и пригласили педагогов и студентов хорового отделения Института искусств для музыкального приветствия участников семинара.

И.И.Мельников, Председатель Самарского регионального отделения  «Союз художников России», организатор мероприятия, приветствовал всех собравшихся и познакомил с задачами и планом работы семинара. Затем  представил докладчиков и объявил темы выступлений:

1. Ахметова Лилия Вилевна, соискатель. Стерлитамакская картинная галерея – филиал БГХМ им. М. В.  Нестерова, заведующий филиалом.

«Уфимская школа пейзажной живописи (на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева)»

2.  Балашова Ирина Борисовна, кандидат искусствоведения.  Государственное учреждение культуры «Вологодская областная картинная галерея», заместитель директора по научной работе.

«Портреты фронтовиков в творчестве русских художников»

3.  Бахтияров Руслан Анатольевич, кандидат искусствоведения. Государственный Русский музей, старший научный сотрудник.

«Художественные истоки военного портрета в советской живописи, графике и скульптуре»

4. Греков Александр Умарович, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Российской Академии художеств. Союз художников России.

«Образ Великой Отечественной войны в произведениях народных мастеров»

5.    Конадейкин Виктор Васильевич. ГУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи», заведующий выставочным отделом.

«Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве»

6. Левандовский Сергей Николаевич, доцент кафедры русского искусства Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, член союза художников и союза журналистов России. Государственный Русский музей, старший научный сотрудник.

«Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»

7. Александр Пелин, председатель Комиссии Общественной палаты Республики Мордовия по сохранению духовного и культурного наследия, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, протоиерей.

«Свобода и творчество: православный взгляд»

Работа семинара началась с приветствия от Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Саранского и Мордовского Управляющего делами Московской патриархии организаторам и участникам Межрегионального фестиваля изобразительного искусства «Родные просторы», которое зачитал протоиерей Александр Пелин:

«Нам выпало жить в сложное время в стране с неоднозначной историей и порой непредсказуемыми путями развития. Можно по-разному относиться к России, но нельзя забывать, что,  прежде всего, это наша Родина, которую мы должны любить. Любить только за то, что мы здесь родились. Любить, как дети любят мать, считая ее самой красивой в мире. А то, что российская земля красива – признавали и признают даже наши недруги….

Подлинное искусство не может существовать без веры, и это непреложный факт…..

Творчество невозможно без вдохновения – истина, которая не нуждается в доказательствах… »

Затем  Александр Пелин рассмотрел тему свободы и творчества, как ключевые понятия, зафиксированные в самом бытии человека. А в заключении процитировал взгляд церкви на свободу творчества из принятой на последнем  Архиерейском Сборе РПЦ «Концепции о правах, свободе и достоинстве человека»: «Творческие способности – суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста» (см. сайт shsamara  — «Свобода и творчество: православный взгляд»). Тема вызвала живой интерес у слушателей.  Свое мнение по данному вопросу высказали декан ИЗО и ДПИ ГТУ г. Тольятти Козляков А.Я. и самарский художник Н.В.Ельцов.

В  своем докладе  «Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917-1945 годы)»  Бахтияров Р.А.   уделил должное  внимание жанру военного портрета и  выявил основные тенденции его развития: «В прошедшем, двадцатом столетии военный портрет сформировался и утвердился как значимое и целостное художественное явление только в советском изобразительном искусстве. Это имело вполне объективные причины, обусловленные драматичными поворотами истории нашей страны, особенностями её общественно-политического и культурного развития. Сам масштаб таких исторических, поистине судьбоносных для России событий, как Гражданская война и Великая Отечественная война, требовал своего достойного воплощения не только в тематической живописи, но и в портрете, позволявшем запечатлеть конкретных участников величественной и трагической исторической драмы. В настоящее время мы располагаем возможностью объективного и вдумчивого изучения произведений, представляющих жанр военного портрета, в различных аспектах. В данном случае мы остановим внимание на художественно-стилистических особенностях живописных, скульптурных и графических произведений, представляющих этот жанр. Разумеется, в рамках небольшой статьи представляется возможным остановиться лишь на произведениях, наиболее значимых для истории военного портрета в 1920–1940-е годы и выявить основные тенденции его развития» (см. сайт shsamara — «Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917-1945 годы)»).

Балашова И. Б. раскрыла тему военного портрета (1941-1945 гг.), как большого и ценного художественного наследия, созданного советскими художниками в период ВОВ,  через анализ произведений, показанных на выставке «Когда музы не молчали…» из собрания музеев Вологодской области. Выставка была развернута в залах Вологодской областной картинной галереи и была  посвящена 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  «…Казалось бы, в то  страшное, тяжелейшее время было не до искусства. Но это не так, ибо художники поистине приравняли свои кисти и карандаши к боевому оружию. В результате самоотверженной работы живописцев, графиков и скульпторов было создано большое количество уникальных произведений, которые экспонировались во время войны на многочисленных выставках не только в Москве и в  блокадном Ленинграде, но и в Вологде, других городах, в воинских частях и партизанских отрядах. Так, знаменитые литографии  из серии  «Ленинградская летопись» нашего земляка, Алексея Федоровича Пахомова, экспонируясь в клубах воинских частей, дошли с частями Красной Армии до Берлина» (см. сайт shsamara — «Когда музы не молчали…»).

Конадейкин В.В. в своем сообщении  «Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве» отметил, что задача, поставленная организаторами и участниками фестиваля, заключала в себе: «…во-первых, возрождение традиции русской пленэрной школы, а во-вторых —  воочию увидеть возрождение Русской православной церкви, тем самым быть не сторонним наблюдателем, а стать прямым участником происходящих перемен. Это церковные таинства, общение с братией монастыря, почувствовать сопричастность к происходящим событиям.

Уединенность природного ландшафта, на котором стоит монастырь, таинственно притягателен, окружающее пространство настраивает на глубокое молитвенное состояние.  И конечно все это сыграло значительную роль на умонастроение участников пленера.

Приобщение к традициям русской духовности, возрождая лучшие традиции русской живописной школы это тот ориентир, по которому следовали участники пленера. По окончании фестиваля монастырю были преподнесены в дар живописные полотна с видами монастыря, которые разместятся во вновь восстановленных корпусах монастыря. Прощание было трогательное с братией и со Свято-Троицкой обителью, ставшей для художников уже родной, которая подарила пусть короткие, но яркие мгновения, оставившие неизгладимый след в душах участников фестиваля» (см. сайт shsamara — «Синтез взаимодействия  светского и духовного в современном искусстве»).

Левандовский С.Н. рассказал о ленинградских художниках.   «С тех пор представители наиболее мобильного вида искусства – графики – «приравняв к штыку перо» (слова В.В. Маяковского), создавали правдивую летопись войны, страстно обличая жестоких агрессоров и воспевая подвиги героев освободительной борьбы с захватчиками. Вопреки известному афоризму «Когда говорят пушки, музы молчат», советские художники работали с удвоенной энергией. Они старались отразить события небывалой эпопеи всеобщего сопротивления врагу и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное…» (см. сайт shsamara – «Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны»)
Ахметова Л.В., говоря о пейзаже,  сделала акцент в своем выступлении  на преемственной связи поколений и сохранении реалистических традиций в создании образов родной природы, в результате которых  произошел блистательный расцвет пейзажного жанра. «И сегодня пейзаж в республике переживает подъем и раскрывает зрителю все те чувства и переживания, которые достойны нашего времени. Творчество Бориса Домашникова (1924-2003) и Виктора Суздальцева все чаще и чаще сравнивают и противопоставляют друг другу как творчество мастеров одного эстетического метода, но отразивших идеологию и дух разных эпох» (см. сайт shsamara — «Уфимская школа пейзажной живописи (на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева)»).
Греков А.У. подчеркнул роль народных мастеров в создании образа Великой Отечественной войны в своих произведениях. (см. сайт shsamara — «Образ Великой Отечественной войны в произведениях народных мастеров»).
В последний день работы семинара,  за  круглым столом,  участники обменялись мнениями по актуальным проблемам в изобразительном искусстве , обсудили итоги работы семинара и наметили план работы на  будущее.

Говоря о пленэрных работах, представленных  в залах Тольяттинского художественного музея, специалистами были отмечены большие потенциальные возможности,  искренность авторов: художники старались вжиться в мир образов, искали идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремились подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших, в конце концов, победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Правда, не       всем удалось задуманное, в  некоторых живописных  портретах прослеживается   в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка» (но это объяснимо, были ограничены во времени, писали  всего 2-3  сеанса).

Живописные  же пейзажи — этюды, имеют большую самостоятельную ценность. Представленные работы —  творческие дневники  художников, их записные книжки, которые  хранят не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние авторов.

Такое внимательное отношение к натуре раскрывает перед художниками новые творческие возможности и дает крепкий фундамент для создания больших произведений живописи. Мы надеемся их увидеть в ближайшем будущем на выставках.

Искусствовед, член СХ России                                                                  Н.В.  Зайцева

Статьи к семинару:

«Становление традиций», Анатолий Дмитренко.

Ахметова Л.В. — Уфимская школа пейзажной живописи на примере произведений Б. Домашникова (1924-2003) и В. Суздальцева

Балашова И.Б. — «Когда музы не молчали…»

Бахтияров Р. — Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917–1945 годы)

Левандовский С. — Искусство Ленинграда в период Великой Отечественной войны

Конадейкин В.В.

Приветствие Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Саранского и Мордовского Управляющего делами Московской Патриархии

Греков А.У. — Образ Великой Отечественной войны в русском народном искусстве

Пелин А. — Свобода и творчество: православный взгляд

ГАЛЕРЕЯ

dsc_0047a pggp5_oi2-k q25-tzc7s5y1 foto 3.jpg foto 3 IMG_0159

Поздравления с днем рождения:

Уважаемые именинники: Ардаков Михаил Георгиевич, Березин Андрей Евгеньевич, Глинская (Матвеева) Ольга Анатольевна, Горовых Светлана Евгеньевна, Чернавина Ирина Алексеевна От имени Самарского отделения Союза художников России поздравляем Вас с днем рождения!

Подробнее …